Знание бесконечно, жизнь коротка
  Крепость на горе Тарпиг
 
Связанные с невысокой горой Тарпиг древние памятники поражают и числом, и разнообразием. Курганы от самой кромки берега реки Белый Июс сплошными вереницами тянутся здесь вдоль подножия гор Оспа и Тарпиг.
Менялись культуры и народы, но не менее тысячи лет (с 6 века до н.э. по 5 в. н.э.) люди избирали это место, террасой возвышающееся над обширной речной низиной, для успокоения своих близких и увековечивания их памяти. Более 200 сооруженных здесь каменных курганов и один из самых крупных в Хакасии рядов памтных Стел рубежа нашей эры создают величественную картину.
На воздетых к небесам могильных плитах здесь в разные времена было нанесено очень много выбитых и резных петроглифов. Их более ста пятидесяти. Наиболее многочисленны изображения, созданные в раннем железном веке, принадлежащие, как и основной ряд здешних курганов, к татарской археологической культуре. Здесь и антропоморфные фигуры (которые археологи зовут татарскими человечками), и изображения оленей, горных козлов-архаров, лошадей — все основные символы того времени. К последующей таштыкекой культуре, существовавшей на рубеже нашей эры и на заре средневековья, принадлежит редкий по выразительности рисунок легко бегущего свободного коня, вырезанный на одной из поминальных плит могильника. Есть здесь и средневековые петроглифы, и еще более поздние изображения, принадлежащие уже к народной культуре хакаов XVIII-XIX веков: шаманские бубны, кони, всадники, олени. Высечены на древних плитах и лично-фамильные тамги хакасов.
В каких случаях и с какой целью наносились в древности и недавнем прошлом на могильные камни изображения, сказать сегодня нельзя. Эта проблема пока остается неизученной. Однако нет сомнения, что такая деятельность целиком принадлежала к области духовной культуры — никто раньше не создавал изображений на стелах от скуки и тщеславия. Люди знали, что это вечные камни, и отношение к ним было достойным вечности. Вершина горы Тарпиг — голый скальный останец, разделенный эрозией на две части. У его подножия сохранились стены древней крепости (хакасы называют их ciBe, что звучит практически как све). Она не относится к крупным сооружениям, но по-особому интересна. Склоны горы скалистые и обрывистые. Удобный подъем только с северной стороны, но он проходит вдоль крепостной стены. От вершины горы к подошве с северо-востока на юго-запад тянутся две невысокие, но мощные стены, сложенные, как и у прочих горных укреплений-све Хакасии, из плоских обломков камней, плашмя уложенных друг на друга без всякого раствора. Протяженность первой внешней стены 90 метров. Максимальная высота кладки — 0,9 метра, ширина — 1,5 метра. Вторая линия стен находится внутри крепости. Эта преграда необычна, она составлена из водруженных на ребро крупных плит песчаника, подпертых перпендикулярно расположенными, глубоко вкопанными каменными контрфорсами. Подобная техника строительства хорошо знакома археологам по курганам раннего железного века. Быть может, на этой горе в разные времена существовали святилища. В северо-западной части крепости находятся остатки какой-то каменной конструкции округлой формы, диаметром около 5 метров. Как и многие другие крепости Хакасии, крепость на горе Тарпиг связана с сюжетом народной легенды. Люди воспринимали название горы как наделенное титулом мужское имя. По преданию, крепость в средние века принадлежала одному из местных правителей — князю Тару (по-хакасски Таар-пигу), жившему у соседней горы Са- рат. Согласно легенде в этой крепости Тар-пиг оборонялся от набегов монголов. Есть ли в этом предании доля истины или так осмыслены народом остатки древнего горного храма с огражденной священной площадкой, должно быть уточнено в процессе дальнейших исследований. На уступе южного склона хребта Тарпиг находится позднее хакасское кладбище аала Котюшевых. Могильник, возникший в XIX веке, перестал функционировать в середине XX века, когда жившие поблизости в небольших поселениях-аалах люди были переселены в новые крупные деревни. Хакасы всегда устраивали свои кладбища на вершинах, седловинах или уступах гор. В этом и поныне выражается убежденность в том, что горы священны и связывают населенную людьми землю с божественным небесным миром. Котюшевы относятся к сеоку (роду) хасха. Родоначальником их считается Котюш Аланов, от которого и пошла современная фамилия. Сеок хасха — один из наиболее многочисленных среди хакасов и принадлежит к крупному этнотерриториальному подразделению хаас, от имени которого происходит русское название качинцы. Скорее всего, именно в названии хаас сохранилось древнее имя хакас, которое теперь официально носит целый народ и республика Российской Федерации. О древности самого рода хасха (или хашха) свидетельствует то, что происходящие из него люди уже не понимают смысла этого имени. Согласно леген- дам, возникновение его объясняют особыми внешними признаками священного изыха (посвящаемого богу коня) этого се-ока — рыжей лошади с белой (хасха) отметиной на лбу. По-настоящему загадочны композиции наскальных рисунков, высеченных на соседней с горой Тарпиг сопке Оспа, название которой происходит от хакасского слова оспах — холм, холмик. Изображения здесь созданы в эпоху раннего бронзового века (не менее 4 тысяч лет назад). Наиболее сильное впечатление производит не имеющая подобия сцена из трех фигур. Центр ее занимает фантастическая личина со сложной антенной на голове.
Этот глядящий из горного нутра лик принадлежит к тем образам, которые во множестве представлены на древнейших изваяниях Хакасии. Он также разделен линиями на три части: глаза, нос и разинутый рот, а на всех трех уровнях с его боков свисают какие-то извилистые отростки. По обе стороны этой сказочной головы изображены обратившиеся к ней человекоподобные существа, пребывающие в сильном возбуждении своей мужской мощи. Левая фигура дотянулась рукой до верхней части личины, а правая как бы поддерживает голову божества снизу. Основываясь на связи этого наскального изображения со степными изваяниями, можно предположить, что вся триада посвящена древнему мифу, в котором загадочно действуют Великая праматерь человечества и две ипостаси мужских божеств.
 
  Сегодня были уже 34031 посетителей (68246 хитов) здесь!  
 
=> Тебе нужна собственная страница в интернете? Тогда нажимай сюда! <=